Lotus 72 — 1970г. (Великобритания)
Lotus 72 - 1970г. (Великобритания). Долгожитель Формулы 1. За шесть лет выступлений он выиграл 19 Гран при. Конструкторы Colin Chapman и Maurice Philippe внедрили два важных новшества - клиновую форму кузова и боковые радиаторы охлаждения. В 1970 году, до трагической аварии в Monza, Jochen Rindt выиграл пять гонок Гран при. Он помертно стал чемпионаом мира.
В 1960-х годах появление новых гоночных машин Lotus было редким явлением. Появления автомобиля Lotus ждали особенно, так как компания Lotus всегда использовала революционные идеи в своих проектах.В 60-х годах было несколько основных изменений - появились гоночные автомобили с несущим кузовом Lotus 25 в 1962 году, затем был переход на использование нового дивгателя Cosworth DFV на Lotus 49. К 1970 году компания Lotus была готова к дальнейшему развитию, и модель, заменившая Lotus 49, также хорошо себя зарекомендовала.
Появившийся во второй гонке сезона 1970 года, абслютно новая модель Lotus 72 отличалась от предыдущих моделей 50-60-ых годов и имела более заостренные формы. Ранее используемый один радиатор в передней части, был заменен двумя радиаторами меньших размеров, установленными по обе стороны от кабины. Это улучшило распределения веса и аэродинамику. Радиаторы были установлены в двух больших стекловолоконных трубах, заостренная передняя часть, напоминавшая долото, лучше разрезала воздух чем прямые воздухозаборники более ранних моделей.
При разработке Lotus 72 проектировщик Maurice Philippe сосредоточился на том, чтобы свести к минимому неподрессоренный вес для идеального управления. На Lotus 72 это достигалось перемещением передних и задних тормозов внутрь, охлаждая их с двумя трубками NACA впереди и двумя раструбами выше тормозов. С традиционной установкой радиатора было бы намного сложнее переместить передние тормоза. Другой новинкой было использование торсионов вместо цилиндрических пружин, которые в свою очередь тоже уменьшали вес.
В отличие от своего предшественника Lotus 72 не был столь успешен, и после возникших проблем в первой же гонке, компания Lotus вернулась к старой моделе 49. В свой четвертый сезон Jochen Rindt привел Lotus 49 к победе в 1970 году на Гран при в Монако. Двумя гонками позже на Гран при в Голандии, Lotus 72 с пересмотренной подвеской вернулся в строй и показал свой истинный потенциал под управлением Jochen Rindt, выигрывая четыре гонки подряд. К сожалению Jochen Rindt разбился насмерть на трассе в Монце после разрушения одного из валов спереди. Однако, Rindt набрал достаточно кол-во очков в предыдущих гонок, чтобы быть посмертно коронованным Чемпионом мира в конце сезона. Когда Lotus вернулся две гонки спустя, Emerson Fittipaldi привел Lotus 72 к победе.
Неизменный Lotus 72 был использован и в сезоне 1971 года, но с незначительным успехом. Возможной причиной была концентрация на развитии турбированных двигателей Формулы 1. По окончанию сезона Lotus 72 продолжил развитие и дебютировали в 1972 году. Красно-белые с золотым цвета спонсора Gold Leaf, были заменены черными и золотыми цветами John Player Special. Большой воздухозаборник был установлен над двигателем, для лучшего охлажденияи, и заднее крыло было перемещено еще назад.
В течение сезона Emerson Fittipaldi доказал, что два года работы над проектом были потрачены не зря. С пятью победами он завоевал звание лучшего пилота и почти единолично выиграл кубок конструктора для Lotus. Спустя три года после Lotus 72 взял еще восемь побед с Fittipaldi. Этого было недостаточно для завоевания еще одно звания лучшего пилота, но команде Lotus снова удалось стать лучшим конструктором. Новая модель на замену была готова в 1974 году, но более новый Lotus 76 не показывал действительные усовершенствования, и компания Lotus вернулась на предыдущую модель Lotus 72 в течение пятого сезона.
К тому времени Fittipaldi уже покинул команду перед началом сезона и присоединился к McLaren, где завоюет второе звание лучшего пилота. Несмотря на управление уже немного устаревшим четырехлетним автомобилем Ronnie Peterson удалось одержать три победы, которые в конце сезона помогли занять пятое место в списке водетелей, и четвертое команде Lotus позади McLaren, Ferrari и Tyrrell. Проблемы с разработкой автомобилей отодвинули приоритет Формулы 1 в команде Lotus, это не оставило шансов Peterson и его товарищу по команде Jacky Ickx никакого другого выбора, как вернуться на трассу на старой моделе. К сожалению, в этом заключительном для Lotus 72 сезоне появились новые модели, явно опережающие устаревший Lotus. Отставка после трех побед в 1974 году была бы намного более предпочтительным окончанием.
С двадцатью победами в гонках чемпионата, двумя кубками пилотов и тремя кубками лучшего конструктора Lotus 72 является одним из самых успешных проектов гонок Формулы 1. На сегодняшний день существует 8 автомобилей, не считая R1 и после R2, которые были списаны в фатальном 1970 году. Оба несчастных случая были очевидно вызваны неудавшейся конструкцией тормозных валов. Из выживающих автомобилей довольно многие все еще активно используются, по крайней мере однин участвовал в Classic Team Lotus.